Профилактика негативных проявлений в молодежной среде в условиях вызовов современного мира
Жизненная ситуация нашего времени характеризуется открытостью, высокой коммуникативностью, многообразием социальных каналов информации. Это благо развития цивилизации, к которому стремилось человечество, имеет побочные явления, которые стали вызовами современному обществу. Под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации у молодежи формируются ценностные установки и образы поведения, взгляды на историю, экономику, политику, зачастую неверные, ошибочные и даже опасные.
Причем, благодаря развитию информационного пространства, эти опасные для неокрепших умов соблазны одинаково быстро достигают больших и маленьких городов, поселков и деревень, нивелируя у определенной части подростков и молодежи национальное самосознание, притупляя гражданские и патриотические чувства, провоцируя развитие потребностей, не соответствующих экономическим возможностям.
В последние годы все чаще на слуху у каждого из нас такие слова, как экстремизм и терроризм. Телевидение, радио, печать много говорят и пишут о терроризме, и для этого есть все основания. Проблема терроризма стала актуальной во всем мире. Повсеместно получили распространение такие террористические акты, как заказные убийства, захваты заложников, похищения людей, организация взрывов, захваты воздушных судов, другие акты насилия.
В Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию от 24 апреля 2018 года отмечается, что «мы вступили в эпоху неопределенности, непредсказуемости и длительной нестабильности. На планете больше нет места, где можно спрятаться, отгородиться и отстраненно наблюдать за происходящим. Мир складывается в единый глобальный организм».
С этими негативными явлениями должны бороться не только государство, но и общество. Методы борьбы, разумеется, различные. Если государство устраняет социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма, и пресекает противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице органов и учреждений образования, общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать вызовам времени, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.
Роль педагогических коллективов учреждений образования в этом вопросе – не только в проведении информационно-разъяснительной работы с обучающимися и их законными представителями, но и в своевременном обращении внимания на поведенческие особенности подростков «группы риска» и адекватном реагировании на их отклонения от норм поведения.
Предлагаемые информационно-методические материалы направлены на оказание помощи педагогам (классным руководителям, кураторам учебных групп, педагогам-психологам, педагогам-социальным, воспитателям, мастерам производственного обучения) в осуществлении профилактики негативных проявлений в молодежной среде.
- Понятие экстремизма
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) - крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 №2 03-З «О противодействии экстремизму» формулирует следующее определение указанного явления:
- экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
- захват или удержание государственной власти неконституционным путем;
- создание организации для осуществления экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистской группы;
- создание незаконного вооруженного формирования;
- осуществление террористической деятельности;
- разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни;
- организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;
- распространение экстремистских материалов, а равно на изготовление, издание, хранение или перевозку в целях распространения таких материалов;
- финансирование экстремистской деятельности, иное содействие в ее осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг;
- публичные призывы к вышеназванной деятельности.
- Причины возникновения экстремистских проявлений
С точки зрения причин возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов ит.д.).
- Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса, незаконная предпринимательская деятельность, в т.ч. связанная с оборотом подакцизной продукции, петард, курительных смесей, преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности).
- Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые нашему обществу ценности).
- Проявление т.н. «исламского фактора» (пропаганда идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).
Примеры неформальных молодежных формирований, в которых усматриваются признаки экстремизма.
«Футбольные фанаты». Их представители мобильны, четко выполняют указания своих лидеров, готовы к жестким столкновениям с противоборствующей стороной. Стратегия деятельности группировок заключается в организации и участии в несанкционированных акциях («договорных» драках), распространении незаконной печатной продукции экстремистского толка, нанесении пропагандистских надписей на фасадах зданий и сооружений административных центров области, а также противостоянии с болельщиками других команд.
«Скинхеды» - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер. Проявляют себя как расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, расово смешанных браков. Жертвами скинхедов обычно становятся представители темно-пигментированных рас, негроидной, монголоидной и т.п. Внешние признаки - спортивный либо военный стиль одежды: предметы и иные вещи, имеющие элементы военной атрибутики (форма защитного цвета, камуфляж, спортивные защитные щитки (наколенники, наплечники), различные разгрузки, рюкзаки, ботинки с высоким берцем, головные уборы в виде масок, «балаклав», медицинские маски, респираторы, военные и строительные каски, спортивные и мотошлемы, береты, военные ремни, портупеи, свитера, майки, противогазы, защитные строительные очки, текстильные перчатки и т.п.).
«Анархисты» - представители политической философии, основывающейся на свободе и имеющей своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.
«Колумбайнеры» - новые деструктивные субкультурные молодежные сообщества в сети Интернет, популяризирующие культ насилия, а также распространяющие агрессивный информационный контент (демонстрация убийства людей, расчленение животных, совершение суицида, публичная физическая расправа и изнасилование, массовые драки и т.п.).
В качестве основных причин развития явления «Колумбайна» в молодежной среде исследователи данной проблемы называют:
психолого-психиатрические проблемы подростков, главными из которых являются клиническая депрессия и психопатия (психическое расстройство или заболевание);
доступность (часто бесконтрольная) для подростков Интернета, который является транслятором деструктивных идей и моделей поведения;
деструктивная непосредственная коммуникация, агрессивная окружающая среда и чувство несправедливости (общества, родителей, учителей, сверстников), чувство одиночества, безысходности отсутствия видения перспектив.
В результате анализа сведений подражателей «колумбайнеров» выявлены следующие стереотипы:
в 90% случаев преступления совершены лицами мужского пола в возрасте от 15 до 25 лет с наличием межличностных проблем в отношениях с одноклассниками;
семья стрелка либо неполная, либо проблемная;
мишенью при убийстве избирались не конкретные, а случайные люди и преследовалась цель поражения максимально возможного их количества;
массовое убийство для «колумбайнеров» - это способ показать свою мужественность, доказать, что они «не тряпки»;
до совершения убийства стрелки проявляли интерес к материалам, содержащим описание насилия (терроризм, биографии и поступки серийных убийц, казни и т.д.) и к материалам об оружии, взрывчатых веществах, способах изготовления взрывных устройств;
во многих случаях «колумбайнеры» сообщали в социальных сетях о своих желаниях уничтожать окружающих или о своем позитивном отношении к насилию, в их дневниках имелись сведения о человеконенавистничестве - мизантропии.
- Лингвистические проявления экстремизма, которые можно обнаружить в социальных сетях
1. Открытые призывы к насилию(в конкретной ситуации, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях, документах и т.п.; в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Бей жидов!», «Убивай хачиков!», «Смерть черным»).
- Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста, например, чеченцы или мусульмане – террористы).
- Оправдание и поощрение исторических случаев насилия и дискриминации(выражения типа «турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»).
- Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации
(например, масштабы Холокоста преувеличены, «чеченцев выслали за то, что они перешли на сторону Гитлера»).
- Утверждения, заявления о неполноценности другой этнической или религиозной группы и ее представителях(недостаток культуры - «необразованные, варвары, дикие, невоспитанные, с гор спустились и т.д.», интеллектуальных способностей - «умственно ограниченные, тупые, низкий интеллект и т.д.», неспособность к созидательному труду той или иной этнической или религиозной группы как таковой (идеи типа «азербайджанцы только на рынке работают», «цыгане - бездельники», «русские - пьяницы» и т.д.).
- Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой(типа «мусульмане всегда распространяли свою веру огнем и мечом», «поляки всегда злоумышляли против русских»).
- Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы(например, «цыгане - воры»).
- Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы(«евреи корыстолюбивы», «цыгане - обманщики» - отличать от культурной или интеллектуальной неполноценности).
- Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество, государство(«размывание национальной идентичности», «мормоны подрывают нашу православную идентичность»).
- Призывы не допустить закрепленияв регионе (районе, городе и т.д.) мигрантов, принадлежащих к той или иной этнический или религиозной группе(например, протесты против строительства мечети в «православном городе»).
- Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска»
Cвоевременное обращение внимания специалистов на:
1. Изменения в поведении:
- наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
- появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»;
- пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин;
- употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ;
- кризисная ситуация в семье, разрыв семейных связей;
- резкое ухудшение состояния здоровья;
- другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка;
- появление необычной атрибутики во внешнем виде;
- внезапный разрыв старых дружеских связей;
- неожиданный уход из школы и конфликты со школой;
- изменения в еде, одежде, лексиконе, финансовых средствах;
- изменение отношения к другим людям: антисоциальные высказывания,
нежелание признавать чей-либо авторитет, отказ от социального взаимодействия, признаки замыкания в себе;
- регулярный просмотр интернет-сайтов и участие в социальных сетях, которые оправдывают радикальные или экстремистские взгляды;
- использование специфического жаргона, упоминание в разговоре терминов, характерных для огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- наличие на теле следов травм, характерных для отравления химическими веществами (химические ожоги и т.п.), воздействия огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- увлечение иными религиозными течениями (в т.ч. нетрадиционными), ношение соответствующей одежды и атрибутики;
- необоснованный интерес к огнестрельному оружию и его составным частям, взрывчатым веществам (в т.ч. самодельным), пиротехническим устройствам, химическим компонентам и опытам с их использованием. Наличие литературы по органической химии, взрывчатым веществам, взрывному делу, наличие соответствующих материалов на машинных носителях. Общение в социальных сетях по тематике взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению средств поражения;
- ссылки на теории заговора и конца света.
- Лояльность к идеям терроризма и иным видам экстремизма насильственного характера:
- поощрение или согласие с идеологией насильственного свержения конституционного строя и захвата власти;
- совершение суицидальных акций или намерение их совершить в знак протеста (политические, националистические, религиозные, личные мотивы);
- высказывания угрозы осуществить насилие в отношении конкретных представителей органов власти и управления, общественных и политических деятелей, а также в местах массового пребывания людей;
- высказывание общих угроз экстремистского характера и (или) рассуждения о допустимости и (или) оправданности таких действий;
- неосуждающая, «непонимающая» позиция (восхищение, зависть) к лицам, совершивших теракты, взрывы, поджоги и иные экстремистские акты насилия;
- упоминание или намеки на членство в радикальных группированиях или ассоциирование себя с их деятельностью;
- поиск, просмотр или распространение видеоматериалов, пропагандирующих террор как способ достижения своих целей, а также активное участие в интернет-блогах, чатах, сайтах по данной тематике;
- появление отклонений от обычного поведения, выраженных в замкнутости, заторможенности в действиях (либо чрезмерном возбуждении, отрешенности).
- Поиск друзей, сторонников:
- участие в деятельности нетрадиционных религиозных, националистических организаций радикальной направленности;
- внезапная смена вероисповедания, в основном принятие ислама; вступление в секты;
- участие за рубежом в легитимных и незарегистрированных в Республике Беларусь радикальных общественно-политических, националистических, религиозных организациях и партиях, а также в проводимых ими акциях.
- Признаки умысла на приобретение и оборот средств поражения:
- проявляемое в действиях и высказываниях увлечение, восхищение разрушительной силой, красотой, величием и т.п. стихии взрыва, его потенциальной способностью «решать проблемы раз и навсегда»;
- увлечение в подростковом возрасте изготовлением самодельных пиротехнических устройств и их применение в хулиганских целях;
- наличие литературы по органической химии, взрывчатым веществам, взрывному делу, наличие соответствующих материалов;
- регулярное посещение ресурсов сети Интернет, посвященных взрывчатым веществам и взрывным устройствам, наличие соответствующих закладок в обозревателях сети;
- общение на тематических форумах, блогах, досках объявлений, посвященных изготовлению средств поражения;
- приобретение (изготовление), хранение, ношение самодельных пиротехнических веществ и устройств;
- немотивированное приобретение компонентов взрывных устройств из числа устройств бытового или промышленного назначения. К ним можно отнести поражающие элементы (металлические арматура, проволока, болты, гайки, шурупы, строительные дюбеля, подшипники, гвозди, шарики, охотничью дробь и т.д.), провода, часовые механизмы (будильники, таймеры и др.)
- Признаки изготовления средств поражения:
- проведение работ с химическими реактивами и оборудованием, особенно многоступенчатых сложных синтезов с целью получения взрывчатых или ядовитых веществ;
- изготовление самодельных пиротехнических устройств из подручных материалов (несколько петард).
- Признаки испытания средств поражения:
- проявляемое в действиях и высказываниях наличие опыта обращения с различными средствами поражения, в особенности с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами;
- применение самодельных пиротехнических веществ и устройств, в том числе в ходе проведения спортивных военизированных игр, в период проведения праздников и массовых гуляний;
- наличие видео- и фотоматериалов подрывов и испытаний самодельных средств поражения, а также их изготовления;
- необоснованные характерные травмы и их следы (шрамы, отрывы фаланг пальцев, травмы органов зрения), контузии, отравления химическими веществами, химические ожоги.
- Порядок действий педагогических работников
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что у подростка имеются экстремистские намерения, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Педагог в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования:
незамедлительно сообщает по телефону в отдел (управление) образования, отдел образования, спорта и туризма горрайисполкома и отдел внутренних дел райисполкома, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет им письменную информацию;
подключает педагога-психолога;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей.
Памятка безопасности
1. Если ты на улице.
Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.
Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.
Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.
Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.
Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.
Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.
Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.
Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.
Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.
Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!
Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.
Не входи в лифт с незнакомым человеком.
Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой
2. Если ты дома один.
Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.
Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).
На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.
Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.
Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.
Если незнакомец представился работником ДЭЗа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.
Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.
Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.
Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.
Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.
В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.
Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.
3. Как действовать, если Вы столкнулись с пропагандой экстремизма.
Ситуации:
1.Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
2. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.
Профилактика экстремизма в педагогическом процессе
Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:
- работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
- работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.
В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
- анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
- необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
- профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
- разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
- совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
- увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
- создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
- консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
- усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
- учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
- реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;
Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.
Основные подходы к профилактике экстремизма
В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:
- Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.
В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
- Подход, основанный на аффективном обучении.
В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями
Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
- Подход, основанный на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
- Подход, основанный на формировании жизненных навыков
В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.
- Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской
Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:
- Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
- Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
- Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
- Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.
Социальный портрет экстремистов как социальной группы
Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются "трудные". Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.