План проведения классного часа в 9 классе
Тема: Я выбираю профессию
Классный руководитель М. С. Ярошук
Цель: повышение мотивации профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
1)расширить знания подростков о мире профессий;
2) стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
3) помочь в отношении профессионального самоопределения
Эпиграф:
- «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Константин Дмитриевич Ушинский
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Ход классного часа
1.Организационный момент
Работа с эпиграфами
Учитель: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде чем начать наш классный час, разрешите пожелать всем хорошего настроения и плодотворной работы. А начать я хочу со знакомства с эпиграфами, в качестве которых я взяла слова известного педагога Д. К. Ушинского и древнего философа Сенеки.
(слайд 1)
(Учитель зачитывает по очереди эпиграфы и просит учащихся объяснить, как они их понимают)
Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? ( о выборе профессии)
Объявление темы, целеполагание.
Учитель: - Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то
этот документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Итак, тема нашего классного часа – «Я выбираю профессию» (слайд 2)
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ в ходе нашего разговора?
(ответы учащихся)
2.Практический блок. Подбери примеры профессий.
Учитель: - Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову): (слайд 4)
- Человек - природа.
- Человек - техника.
- Человек - человек.
- Человек - знаковая система.
- Человек - художественный образ.
Сейчас каждый из вас получит задание.
- Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа. (Приложение 1)
(1-й уч-ся: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.
2-ой уч-ся: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист,
электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
3-ий уч-ся: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.
4-ый уч-ся: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.
5-й: я: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).
Учитель: - Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
(Ответы учащихся: всё дело в отношении к тому, чем ты занимаешься)
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Учитель: Я знаю, что некоторые из вас уже определились с выбором профессии, другие ещё только раздумывают над тем, кем стать. Но в любом случае вы должны помнить одно: ваш выбор должен быть осознанным. Чтобы вы убедились в этом, мы сейчас проведем игру «Рука судьбы».
Игра «Рука судьбы»
Цель игры: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы стать….
- Совпадает ли выбранная вами профессия с той, о которой вы мечтаете? Что вы испытываете в связи с таким выбором? (учащиеся называют профессию и комментируют свои ощущения – растерянность, разочарование, дискомфорт)
Учитель: - Вы испытали чувство дискомфорта и разочарования. Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей вашим интересам, склонностям, способностям. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Учитель: - Учёные провели исследование и сформулировали наиболее распространённые требования, предъявляемые к профессии. У вас на столах есть карточки с перечнем этих требований. Сейчас мы проведём ранжирование этих требований. Пусть каждый из вас отметит цифрами в порядке убывания те требования, которые вы предъявляете к своей будущей профессии (т. е. 13,12, 11и т.д.) (слайд 5)
интерес к профессии
престижность
высокая оплата
приносит удовольствие
по силам человека
востребованность на рынке труда
нормированный рабочий день
безопасность
хорошие условия
соответствие склонностям и способностям
возможность карьерного роста
возможность работать творчески
близко к месту жительства
(Учащиеся зачитывают, как они проранжировали список требований, а учитель отмечает результаты в таком же списке на доске и анализирует их)
Учитель: - Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней: (слайд 6)
- профессия должна быть интересной,
- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
- профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.
Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом. (слайд 7)
Формула выбора профессии
«ХОЧУ» |
«МОГУ» |
«НАДО» |
Интерес – побуждение познавательного характера Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. |
Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества |
Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности |
Таким образом, мы вывели формулу успеха: ХОЧУ +МОГУ + НАДО = УСПЕХ (слайд 8)
Учитель: За некоторыми профессиями часто закрепляются определенные характеристики – стереотипы «самая денежная, модная, престижная» профессия. И очень часто человек, выбирая профессию и руководствуясь только этим критерием, совершает ошибку.
На ваших столах лежат листы, на которых написано: «Ошибки в выборе профессии». Внимательно изучите этот список и отберите три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас, то есть вы видите для себя большую вероятность совершить именно эту ошибку (а может, вы ее уже совершили или совершаете сейчас). (слайд 9)
Ребята работают на листах.(Приложение 2)
Учитель: -Теперь, когда вы отобрали для себя по три наиболее вероятные ошибки, я попрошу вас по очереди назвать их номера. Я буду параллельно, на основе ваших решений, вести статистику на доске: ставить палочки напротив номеров ошибок.
В завершение давайте обратим внимание на ошибки, которые имеют в нашем классе наибольший рейтинг (получили больше всех выборов). Для этого мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса. (слайд 10)
Вопросы написаны на доске или на ватмане)
1.Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
2.Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
3.Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
Учитель:- Давайте отправимся в небольшую поездку, ну скажем на автобусе.
Что делают люди, когда ждут автобуса на остановке? Думают. (слайд11) Разговаривают. Читают разные объявления на столбах, а некоторые даже еще и дописывают кое-что в эти объявления. Наша игра называется «Автобусная остановка», потому что мы сейчас будем делать похожие вещи. Вы видите, что в разных концах класса висят листы с надписями:
«НАЧАТЬ», «ПРОДОЛЖАТЬ», «ПРЕКРАТИТЬ».
- Каждый из вас займет место возле отдельного листа и запишет в него все то, что касается данного вопроса (обратить внимание на вопросы, написанные на доске или ватмане). Используйте метод «мозгового штурма», не критикуйте ничего, а просто записывайте на листе.
- Через некоторое время я подам сигнал, и это значит, что «пришел автобус» и группам нужно ехать на другую остановку. Двигаться будем по часовой стрелке. Таким образом, каждый из вас побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться - прочитайте, что было создано до вас, и напишите что-нибудь новенькое.
( Учащиеся делают записи. После завершения работы учитель зачитывает записи, но не комментирует их.)
Учитель: - А сейчас я предлагаю вашему вниманию презентацию «Мир профессий 21-го века».
( Просмотр презентации).
Кл. руководитель: - Ребята, вы знаете, что 2019 год объявлен Годом малой родины. Наш с вами долг – сделать всё от нас зависящее, чтобы наша малая родина процветала. Хотелось бы, чтобы вы нашли применение своим силам и талантам именно здесь, в своей колыбели. Не зря народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». У нас в гостях присутствует директор ОАО «Мостовчанка » Д. П. Булак. Он расскажет вам о том, как работает наше сельхозпредприятие и какие профессии востребованы здесь.
(Выступление Д.П. Булака)
Учитель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли пиар-менеджера и издателя одновременно, а именно из имеющихся у вас на столах материалов сделать рекламные буклеты, в которых вы прорекламируете одну из современных профессий. Работаем в парах.
(Учащиеся оформляют буклеты и представляют их)
Рефлексия
Учитель: - Продолжите фразу:
«На сегодняшнем занятии я узнал…»
«Новым для меня было»
«Для себя я возьму….».
Технологическая карта классного часа «Я выбираю профессию»
Цель: повышение мотивации профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
1)расширить знания подростков о мире профессий;
2) стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
3) помочь в отношении профессионального самоопределения
№ п/п |
Этап |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1 |
Организационный |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, Создать условия для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне посредством включения в обсуждение. |
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу. Учитель зачитывает по очереди эпиграфы и просит учащихся объяснить, как они их понимают |
Учащиеся обсуждают смысл эпиграфов |
Настрой на успешную работу; умение слушать и слышать друг друга; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
2 |
Объявление темы, целеполагание |
Сформулировать тему и задачи классного часа |
Формулирует тему и ставит вопрос перед учащимися: «На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? » |
Отвечают на поставленный вопрос и таким образом формулируют цель классного часа |
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. |
3 |
Практический |
Систематизировать имеющиеся знания |
Учитель знакомит с классификацией профессий по Климову |
Учащиеся подбирают примеры профессий каждой группы |
Составление таблицы «Типы профессий» |
Создать условия для овладения знаниями и умениями аналитического характера |
Знакомит с древней легендой |
Объясняют смысл легенды, отвечают на вопрос: занимаясь одной работой, все трое рабочих дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? |
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Учащиеся делают вывод, что результат работы зависит от отношения к ней |
||
4 |
Проблемно-аналитический |
Показать участникам последствия случайного выбора профессии. |
Организует игру «Рука судьбы» |
Анализируют свои ощущения, комментируют их, делают вывод |
Учащиеся испытали чувство дискомфорта и разочарования. Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе |
Сформулировать главные требования, которым должна удовлетворять профессия |
Организует проведение ранжирования требований к профессии, анализирует результат |
Проводят ранжирование требований к профессии |
Вывод: профессия должна быть интересной. Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Профессия должна соответствовать собственным возможностям. |
||
Составить формулу успешного выбора профессии |
Знакомит с составляющими выбора профессии |
Анализируют информацию и делают выводы |
Составление формулы: «Хочу +могу + надо = успех» |
||
Определить ошибки, наиболее вероятные при выборе профессии |
Предлагает перечень ошибок, возможных при выборе профессии |
Анализируют информацию |
Каждый учащийся определяет три наиболее вероятные для него ошибки |
||
Определить индивидуальные задачи по избежанию наиболее вероятных ошибок |
Организует игру «Автобусная остановка» |
В ходе игры решают поставленную задачу |
Каждый учащийся определяет, что он должен начать делать, что продолжать, а что прекратить делать, чтобы избежать ошибок при выборе профессии |
||
Расширить знания о профессиях 21-го века |
Демонстрирует презентацию «Мир профессий 21-го века» |
||||
Познакомиться с рынком профессий в своём регионе |
Предоставляет слово Д. П. Булаку |
Слушают, воспринимают |
Получение информации о профессиях, востребованных в нашей местности |
||
5 |
Творческий |
Представить одну из современных профессий |
Работают в парах. Изготавливают рекламные буклеты о современных профессиях |
||
6 |
Рефлексия |
Подвести итоги классного часа |
Организует проведение рефлексии: -Продолжите фразу: «На сегодняшнем занятии я узнал…» «Новым для меня было…» «Для себя я возьму….». |
Анализируют итоги своей работы на классном часу |
Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения . |