Новогодние игры и затеи
Домашний новогодний праздник — давняя добрая традиция. Старшие члены семьи хотят подарить младшим сказку, чудеса, радость... В Новый год у младших членов семьи появляется замечательная возможность узнать народные обычаи, попробовать себя в роли хозяина (ведь надо встретить гостей и придумать вместе со взрослыми интересную программу), а еще — это рождение семейных традиций.
Загадочные флажки
Приготовьте гирлянду из флажков, на задней стороне каждого флажка напишите загадку (если ребята знакомы с ребусами, то нарисуйте ребус). Во время праздника снимите гирлянду, раздайте флажки ребятам и проведите «Угадай-ку» (если дети не умеют читать — прочитайте загадку). Ребята могут по очереди читать загадки вслух, можно провести этот конкурс перед зажиганием елочки: после последней отгаданной загадки зажигается елка.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.)
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
Кто мостик на реке мостит без топора, без гвоздей, без клиньев и без досок? (Мороз.)
В лес идут — холсты стелют, из лесу идут — перестеливают. (Лыжи.)
Не зверь, а воет. (Ветер.)
Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель.)
Стоит дерево, у этого дерева — двенадцать отростков, у двенадцати отростков — по четыре прута, у прута — по шести кистей, седьмая — золотая. (Год, месяцы, недели, дни недели.) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
Черная корова весь свет поборола, а белая подняла. (Ночь и день.)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд.)
Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег.)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем. (Зима.)
Под гору — коняшка, в гору — деревяшка. (Санки.)
Две Палашки бегут в лесок, загнувши носок. (Лыжи.) Побегушки бегут, поползушки ползут. (Лошадь и сани.) Живут три брата: один любит зиму, другой — лето, а третьему все равно. (Сани, телега и лошадь.)
Угадай-ка
Дед Мороз предлагает опустить руку в мешочек, в котором спрятаны различные маленькие предметы, нащупать один из них и, не вынимая его из мешка, сказать, что это. Если предмет назван правильно, то игрок забирает его себе. В мешочек можно положить шоколадку, пряник в обертке, конфету-карандаш, чупа-чупс, ластик, монетку, точилку для карандашей, календарик, теннисный шарик, яблоко и т. п.
Круг пожеланий и предсказаний
Выключите свет и зажгите свечи. Усадите гостей в круг, а в середину круга поставьте стул. Гости по очереди садятся на стул. Ведущий завязывает им глаза. Остальные участники говорят новогодние пожелания сидящему в центре. Такой обмен пожеланиями создает дружескую атмосферу и придает празднованию Нового года немного волшебства.
Перевертыши пословиц и поговорок
Предложите участникам игры расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчек из стихов и песен. Можно предложить отгадать три перевертыша (по одному каждого вида). За правильный ответ начисляются баллы. Время на обдумывание ограничено — 10-20 секунд.
Счастье перемещается кучами |
Беда не приходит одна |
Уйти от новой стиральной машины |
Остаться у разбитого корыта |
Лысина — мужское безобразие |
Коса — девичья краса |
От смелости затылок мал |
У страха глаза велики |
Чужие ботинки ближе к ногам |
Своя рубашка ближе к телу |
На милиционере валенки мокнут |
На воре шапка горит |
Ниже пяток не опустишься |
Выше головы не прыгнешь |
Скрыл, что водоросль, — выходи из аквариума |
Назвался груздем — полезай в кузов |
Курица кабану подружка |
Гусь свинье не товарищ |
Борщ соусом поправишь |
Кашу маслом не испортишь |
Светящийся шарик
Покажите зрителям шарик для настольного тенниса. Сосчитайте до трех — и внутри шарика появится свет. Свет двигается!
Добиться такого эффекта очень просто. Метрах в трех от шарика должен быть источник света, допустим, простая электрическая лампочка. А в шарике — круглое отверстие диаметром до одного сантиметра. Когда вы показываете шарик зрителям, то прикрываете дырочку пальцем. Считая до трех, поворачиваете шарик отверстием к лампочке и, убрав палец, открываете его. Вот тут-то у зрителей и возникает впечатление, что в шарике появился свет. А чтобы свет двигался, надо просто перемещать шарик вверх- вниз и влево-вправо, но не поворачивать его.
Пять секунд для размышления
Эту игру можно проводить по-разному. Главное правило: на ответ дается пять секунд. Количество правильных ответов — количество призовых очков.
Вариант 1. Приготовьте необходимое количество карточек с вопросами и предложите игроку взять любые на выбор (договоритесь заранее о том, сколько карточек надо брать). И далее — по правилам.
Вариант 2. Задайте, например, пять вопросов первому игроку, пять — второму и т. д.
Вариант 3. Можно задавать вопросы поочередно нескольким игрокам сразу. Только надо проследить за тем, чтобы все игроки ответили на одинаковое количество вопросов.
Примечание. Если несколько участников набрали равное количество баллов, можно предложить им финальный тур.
1. |
Девочкина дочка |
Кукла |
2. |
Не имеет плохой погоды |
Природа |
3. |
Зеленая, от которой мухи дохнут |
Тоска |
4. |
Пиджак к подгузнику |
Распашонка |
5. |
Буквы, выстроенные для переклички |
Алфавит |
6. |
Бабушкина аудиосистема |
Патефон |
7. |
Эпицентр бублика |
Дырка |
8. |
Охотница до чужих мехов |
Моль |
9. |
Ярмарочное приспособление, от которого кружится голова |
Карусель |
10. |
Фольклорный тест на сообразительность |
Загадка |
11. |
Новое сооружение для задумчивого барана |
Ворота |
12. |
Слово, на которое нет суда |
Нет |
13. |
Обратная сторона затылка |
Лицо |
14. |
Часть ноги, с которой часто сравнивают лысину |
Коленка |
15. |
Дубленка, которая у фигуристов часто бывает тройной |
Тулуп |
Пять секунд для размышления (продолжение)
1. |
Часть лица, которую иногда вешают |
Нос |
2. |
Общежитие для лошадей |
Конюшня |
3. |
Единица счета по осени |
Цыпленок |
4. |
Нота, которую грешно сыпать на рану |
Соль |
5. |
Любитель кататься в масле |
Сыр |
6. |
Юбилейная, она же круглая |
Дата |
7. |
Пора, которая в сентябре бывает бабьей |
Лето |
8. |
Мудрое время суток |
Утро |
9. |
Любимое атмосферное явление драматурга Островского |
Гроза |
10. |
Легкий после бани |
Пар |
11. |
Крутое средство укатать Сивку |
Горки |
12. |
Спальня для Курочки Рябы |
Насест |
13. |
Чертовщина по-научному |
Полтергейст |
14. |
Единица измерения колбасы |
Палка |
15. |
Дом для дров |
Сарай |
Собственное бинго
Приготовьте карточки для каждого гостя или для пары, тройки и т. д.
Предложите вынуть какие-либо предметы из сумочек и карманов и положить по одному предмету на пустые клеточки, на всякий случай приготовьте мешочек с мелкими предметами. Заранее договоритесь, какие клетки должны остаться пустыми: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. А теперь — по кругу... Каждый игрок (или игрок из каждой двойки, тройки) берет один предмет со своей карточки, поднимает вверх и громко говорит присутствующим название предмета, например, «телефон». Все игроки, у которых есть на клеточке телефон, убирают его со своих карточек. Следующий игрок повторяет все снова, и так далее. Это продолжается до тех пор, пока кто-то, у кого остались пустыми определенные клеточки, не закричит: «Бинго!».
Заранее попросите гостей принести свою фотографию в младенчестве (желательно в возрасте не старше одного года).Игра «Установи личность»
Приготовьте карандаши, бумагу и этикетки (можно использовать значки с именами).
Перед игрой все фотографии надо собрать, пронумеровать и разместить на стене или столе (делать это надо в отсутствие гостей). Гостям нужно приколоть к одежде этикетки или значки с именами.
Гостей приглашают в комнату, где развешаны или разложены фотографии. Они должны «установить личность» каждого из гостей по фотографии и записать на листочке номер фотографии и имя гостя. На «опознание» отводится не более восьми минут. Побеждает тот, кто дал больше правильных ответов.